Персональная страница Олега Кипкало. Этюды. Книга 2. Часть 9. Техно.
Олег Кипкало.
Техно.
Мир природы, мир нынешний - мир плоти. И разуму, появившемуся в согласии с природой, и духу, зародившемуся вне ее,
отводится в нем роль настолько незначительная, что мир природы вполне может без них обойтись, и обходится - в лице
всяких амеб и инфузорий. Разум - это функция, второстепенная для природы, и основная для духа, а потому именно дух
способствовал развитию разума, и потому разум человека - уже не разум природы, а разум духа. Возможен ли, в пику
миру природы, мир разума ? Мир разума без духа - все равно что мир здоровья без тела. Значит, альтернатива природе
- мир духа, функцией которого является разум. И в этом мире роль плоти настолько незначительна, что без нее можно
обойтись, можно уничтожить - если надоест, и восстановить - если ностальгия замучает.
Возможен ли мир переходный, от мира природы к миру духа ? Вариации на тему подобного мира чаcто используются
фантастами, но дух в них подменен разумом, и плодятся всякие техномиры и техномонстры, которым очень по душе
устраивать технокатастрофы, технодеспотизмы, техноугнетения и тому техноподобное. Ничего не имею против увлекательных
книг и фильмов на эту тему (и с удовольствием, бывает, их читаю и смотрю), но все-таки подмечу (как философ, а не как
читатель и зритель) главные их оплошности (опять же - только с точки зрения моей философии, не будь оплошностей и
недостатков - не было бы ни искусства, ни самой философии) : первая - в мире, одолевшем время и пространство, роль
природы не может быть настолько значительной, чтобы оказывать какое-либо влияние на своего упразднителя, вторая -
человек, добившийся настолько серьезных достижений разума, уже не может быть человеком примитивным, то есть - злым,
катастрофы и угнетения возможны только в начале переходного периода, где мы сейчас и находимся.
На самом деле разум человека, как разум духа, не способен развиться в злого монстра, поскольку дух - злым быть не
может ! Поскольку рожден он - любовью (не той, понятно, которая может быть зла). Помните золотую цепочку : материя -
воля - разум примитивный (уровень и предел природы) - душа - любовь - дух - разум высший (уровень духа) ? Чем более
человек разумен - тем больше в нем духовного и меньше природного. Зло - это природа, вне ее - зла не бывает, злой
дух - образный псевдоним природы, человек же - дух исключительно добрый, и поскольку разум может развиваться (выше
предела природы) только в рамках этого духа, то и разум (или технодух - для фантастов) можно считать добрым (хотя в
чистом виде он вообще-то - никакой). Катастрофы переходного периода возможны, поскольку к перемене мира (с
материального на духовный) мы идем эволюционным путем, причем чем более и далее мы этот путь растянем - тем больше
оставим вероятности для всяких невероятных казусов.
Возможно ли революционное решение вопроса ? Его я и предлагаю своей философией, которая, я думаю, способна достичь
цели всего за несколько поколений (так хотелось написать - всего за пару поколений, но воздержался, никогда не обещаю,
если хоть немного сомневаюсь). Но если уж не приемлете вы революцию, то стоит хотя бы ускорить нашу эволюцию, дабы
во-первых - побыстрее прийти к райской жизни (сохранив при этом миллиарды жизней), во-вторых - до нее все-таки дойти,
не наломав дров (и опять же - сохранив тем самым еще большие миллиарды), тем паче что и природа - не полная дура (как
я не раз уже предупреждал), она не дремлет и препятствовать своему уничтожению будет до самого уничтожения. Я с
восхищением и воодушевлением воспринимаю новейшие технологии и с большим уважением отношусь к разуму, но все-таки
не стоит чрезмерно увлекаться сугубо интеллектуальными забавами, ни на минуту нельзя забывать о главенстве духа
(разум - всего лишь его инструмент) и нашей главной задаче - создании мира, в котором жить нашим потомкам. Мира,
который был бы достоин родившегося ребенка.
Олег Кипкало.
22.12.11.
На главную.